Симптомы аутизма у ребенка

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ

Заботливые родители могут заметить первые симптомы аутизма у своих детей уже в младенчестве. Такие малыши ведут себя необычно: они часто раскачиваются, повторяют одни и те же действия с предметами, избегают зрительного контакта и проявляют безразличие или отстраненность. Проявления аутизма разнообразны, но есть несколько ключевых диагностических признаков, на которые стоит обратить внимание.

Аутизм у детей проявляется через характерные симптомы, которые служат основой для диагностики этого расстройства.

Врачи отмечают, что симптомы аутизма у детей могут проявляться в различных формах и с разной степенью выраженности. Одним из первых признаков является нарушение в социальном взаимодействии. Ребенок может избегать зрительного контакта, не проявлять интереса к общению с другими детьми и не реагировать на свое имя. Также часто наблюдаются проблемы с речевым развитием: некоторые дети могут не говорить вовсе, а другие — использовать ограниченный словарный запас или повторять фразы.

Кроме того, специалисты подчеркивают важность выявления повторяющихся и ограниченных интересов. Ребенок может проявлять чрезмерный интерес к определенным предметам или действиям, а также испытывать дискомфорт при изменении распорядка. Врачи рекомендуют родителям быть внимательными к таким признакам и при необходимости обращаться за консультацией к специалистам, чтобы обеспечить своевременную диагностику и поддержку.

Ранние признаки аутизма у ребенкаРанние признаки аутизма у ребенка

Триада признаков для выявления аутизма:

  • Недостаток общения с окружающими.
  • Проблемы в взаимопонимании.
  • Узкий спектр интересов и повторяющиеся действия.

Дети с аутизмом часто ведут изолированный образ жизни, испытывают эмоциональную отстраненность и имеют слабую выраженность чувств.

Возрастная группа Симптомы в социальной сфере Симптомы в коммуникативной сфере Симптомы в поведенческой сфере
До 12 месяцев Отсутствие реакции на собственное имя, недостаточный зрительный контакт, отсутствие улыбки в ответ на улыбку Отсутствие лепета или жестов Стереотипные движения (например, раскачивание), необычная реакция на звуки или прикосновения
12-24 месяца Затруднения в установлении контакта со сверстниками, отсутствие совместных игр Задержка развития речи, трудности с пониманием речи, эхолалия (повторение услышанных слов или фраз) Навязчивые интересы, ритуалы, проблемы с переходами
2-5 лет Трудности с пониманием социальных сигналов, неадекватная реакция на социальные ситуации, отсутствие интереса к играм со сверстниками Ограниченный словарный запас, трудности с построением предложений, непонимание невербальных сигналов Сенсорная чувствительность (например, непереносимость определенных звуков, текстур), самоповреждающее поведение
5-12 лет Трудности с дружбой, неумение разделять интересы со сверстниками, трудности с пониманием шуток и сарказма Трудности с выражением своих мыслей и чувств, неумение вести диалог, литеральное понимание речи Навязчивые интересы, ритуалы, проблемы с адаптацией к изменениям, проблемы с самообслуживанием
Старше 12 лет Изоляция, трудности в понимании социальных норм, трудности с эмпатией Трудности с письменной и устной речью, трудности с пониманием абстрактных понятий Продолжение навязчивых интересов и ритуалов, проблемы с планированием и организацией, тревожность, депрессия

ФОРМЫ АУТИЗМА

Симптомы аутизма у ребенка вызывают много обсуждений среди родителей и специалистов. Многие отмечают, что ранние признаки могут быть незаметны, но со временем становятся более очевидными. Родители часто делятся историями о том, как их дети избегали зрительного контакта, не проявляли интереса к играм с другими детьми или имели ограниченные интересы. Некоторые замечают, что дети могут проявлять повторяющееся поведение, например, раскачиваться или хлопать в ладоши. Важно, что многие родители подчеркивают значимость ранней диагностики и вмешательства, так как это может существенно повлиять на развитие ребенка. Обсуждения на форумах и в группах поддержки помогают родителям чувствовать себя менее одинокими и находить полезные советы.

Как понять что у вашего ребенка нет аутизма? 10 признаков не аутизма. Диагностика аутизма.Как понять что у вашего ребенка нет аутизма? 10 признаков не аутизма. Диагностика аутизма.

Виды аутизма в зависимости от социальной дезадаптации:

  • Полное отсутствие желания взаимодействовать проявляется в молчании и недостатке навыков самообслуживания.
  • Отказ от общения с внешним миром. Ребёнок может повторять движения и издавать звуки, но при этом он чрезмерно возбужден и не проявляет инстинкта самосохранения.
  • Замещение реальности. Ребёнок погружён в свой внутренний мир, реальная жизнь для него не важна, а привязанность к семье выражена слабо.
  • Сильная тормозимость в отношениях с окружающими проявляется в ранимости, пугливости, быстрой смене настроения и утомляемости как физической, так и эмоциональной.

Симптомы по возрасту

Аутизм у детей симптомы // Ранние признаки аутизма у детей // Симптомы аутизмаАутизм у детей симптомы // Ранние признаки аутизма у детей // Симптомы аутизма

Симптомы, признаки аутизма у детей до года:

В младенческом возрасте не наблюдаются улыбки и яркие эмоциональные реакции. Взгляд ребенка сосредоточен на одном неодушевленном объекте. Комплекс оживления отсутствует: малыш не проявляет жестов, не издает звуков, не лепечет и не реагирует на свое имя.
* Такие дети могут часами спокойно играть, создавая впечатление умиротворенности.
* Атипичный аутизм, сопровождающийся умственной отсталостью, встречается редко. Указанные признаки могут сочетаться с эпилептическими припадками и судорогами.

Симптомы аутизма у детей от 1 до 3 лет:

  • Ребенок проявляет замкнутость, плохо говорит или вовсе не общается. В некоторых случаях он может прекратить разговоры уже в 18 месяцев. Если он говорит, то часто использует второе или третье лицо, когда говорит о себе. Проблемы с речью могут проявляться в повторении фрагментов услышанных фраз.
  • Дети стремятся к самостоятельности, что позволяет им стать менее зависимыми от родителей и близких.
  • Отстраненность может проявляться в нежелании устанавливать зрительный контакт с собеседником.
  • Дети с аутизмом могут быть как гиперактивными, так и чрезмерно спокойными, однако чаще всего они проявляют повышенную активность.
  • Им часто свойственна необычная походка, включая передвижение на цыпочках и широкие движения руками.
  • Их движения могут быть механическими и однообразными, часто ритмичными (например, раскачивание на стуле).
  • У них могут быть необычные увлечения. Ребенок может долго играть с водой или светом, включая и выключая кран или светильник.
  • Обычно они не ищут общения со сверстниками, активно избегая компании других детей. В группе возможно проявление агрессии как к себе, так и к окружающим.
  • У детей с аутизмом поведение может напоминать капризность. Они могут быть привередливы в еде, чувствительны к обычным звукам и не стремятся общаться со сверстниками. Тем не менее, они не склонны к слезам и даже при серьезных падениях плачут довольно редко.
  • Аутисты могут быть пугливыми. Для них окружающий мир представляет собой опасность из-за своей непредсказуемости. Они предпочитают оставаться в своих комнатах и проводить время в одиночестве. При изменении обстановки могут возникать истерики — таким образом ребенок пытается справиться со своим страхом.
  • Среди внешних признаков, по которым можно распознать некоторых детей с аутизмом, специалисты выделяют широко расставленные глаза и относительно небольшую нижнюю часть лица.

Симптомы аутизма в дошкольном возрасте:

Основным признаком данного расстройства является трудность в социальной адаптации ребенка. Он избегает общения и стремится изолироваться от сверстников.
Ребенок систематизирует свои вещи по определенным критериям, учитывая форму, цвет или материал предметов. В его комнате все располагается на строго определенных местах, что создает комфортную атмосферу безопасности.
Если не предпринять меры для коррекции поведения, ребенок может стать замкнутым, и у него усиливается речевая дисфункция. Внести изменения в его жизнь становится все сложнее. Страх может перерастать в поведение, сопровождающееся ритуалами и навязчивыми мыслями.
Чаще всего дети с аутизмом проявляют гиперактивность, им трудно оставаться на месте и контролировать свои движения. В редких случаях при сниженной активности наблюдаются проблемы с мелкой моторикой.

Признаки аутизма у детей школьного возраста:

Наблюдается выборочное отношение детей к любимым предметам. Обычно они проявляют интерес к таким дисциплинам, как математика, музыка или рисование. Часто у них отмечаются выдающиеся способности в избранной области знаний.

У таких детей могут возникать трудности с концентрацией на общих предметах, однако к любимым занятиям они проявляют значительную сосредоточенность.

Также могут возникнуть проблемы при чтении книг вслух.

Ребенок может быть молчаливым и использует речь только для сообщения о важных потребностях. В целом, такие дети проявляют самостоятельность и независимость от окружающих.

Что касается пищевых предпочтений, они имеют свои особенности. Дети с аутизмом обращают внимание не столько на вкусовые качества блюд, сколько на цвет и форму посуды, а также на время приема пищи.

НАРУШЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОЦИУМЕ

У детей основным признаком аутизма являются трудности в социализации и взаимодействии с окружающими. Они часто оказываются в своем собственном мире, избегая контактов и иногда проявляя агрессивное поведение.

Необычное поведение детей приводит к обращениям к специалистам. Поскольку они не реагируют на свое имя, родители начинают подозревать проблемы со слухом и обращаются к сурдологу, который, как правило, не находит отклонений.

Реакция на новые интересные предметы, характерная для детей этого возраста, отсутствует у аутистов. Они проявляют инертность, малоподвижность, не стремятся к объятиям с родителями и редко улыбаются.

Отсутствие зрительного контакта наблюдается не у всех детей с аутизмом. Этот симптом чаще встречается у более тяжелых форм расстройства. Попытки общения с такими детьми могут сопровождаться агрессией или полным игнорированием. Аутизм у детей также проявляется в ограниченности эмоциональной сферы и страхе перед проявлением чувств. Их выражение лиц остается неизменным, и они улыбаются довольно редко, несмотря на окружающую обстановку.

Дети не обращаются за помощью даже к самым близким людям, предпочитая действовать самостоятельно с раннего возраста. Тесные физические контакты, такие как объятия, им не свойственны.

Попытки ограничить физическое взаимодействие проявляются в том, что при передаче предмета ребенок не передает его в руки, а бросает.

Ухудшение социального поведения становится заметным при посещении детского сада. Стремление вовлечь ребенка в общую игру или усадить рядом с другими детьми вызывает у аутиста протест, который может проявляться как в активной, так и в пассивной форме. Он может игнорировать общение, прятаться или проявлять агрессию.

СТЕРЕОТИПНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

У 80% детей с аутизмом наблюдаются повторяющиеся действия, которые могут проявляться в поведении и речи. Чаще всего это выражается в стереотипиях — повторяющихся движениях.

Разновидности двигательных стереотипий:

  • поднимание и опускание плеч;
  • вращение в разные стороны;
  • наклоны головы;
  • прыжки на месте;
  • движение пальцами, их сгибание и выпрямление;
  • хруст пальцев.

Примеры стереотипных действий:

  • пересыпание мелкой крупы, песка или мелких объектов;
  • разрывание бумаги на кусочки или ее мятие;
  • многократное включение и выключение воды и света;
  • раскачивание;
  • перелистывание страниц в книге;
  • частое мытье рук;
  • бессмысленное повторение звуков и слов (эхолалии);
  • поочередное напряжение мышц рук и ног.

Иногда стереотипные действия становятся ритуалами. Они могут проявляться в выборе одежды, предпочтениях в еде или маршруте прогулки. Стереотипное поведение может затрагивать органы чувств: ребенок может постоянно облизывать или обнюхивать новые предметы.

УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТА ПРИ АУТИЗМЕ

У 75% людей с аутизмом наблюдаются нарушения когнитивной функции. Степень этих отклонений может варьироваться.

Особенности интеллекта при аутизме:

  • трудности с концентрацией и целенаправленностью действий;
  • быстрое исчезновение интереса;
  • недостаток внимания;
  • сложности с обобщением информации, ассоциативным мышлением и решением логических задач.

Наличие этих признаков у детей не всегда указывает на отклонения. У некоторых могут быть выдающиеся способности в определенных областях или глубокие знания в одной науке. Тем не менее, у 50% детей выявляется легкая или умеренная умственная отсталость, в то время как тяжелая форма встречается крайне редко.

Эксперты подчеркивают связь между уровнем интеллекта и способностью ребенка к адаптации. Однако дети с высоким IQ также сталкиваются с трудностями в социальном взаимодействии из-за особенностей мышления.

Несмотря на общее снижение умственных способностей, дети с аутизмом способны к обучению. Они часто самостоятельно осваивают школьные предметы, а также учатся писать и считать. После появления признаков аутизма на фоне стрессовых ситуаций или заболеваний у них может наблюдаться регресс в интеллектуальной активности.

ДИАГНОСТИКА АУТИЗМА

Социализация ребенка во многом зависит от раннего выявления возможных отклонений. Для диагностики аутизма у детей важно обратить внимание на несколько ключевых симптомов.

Ранние признаки аутизма:

  • отсутствие лепета и активной жестикуляции к 12 месяцам;
  • трудности с произношением слов к 16 месяцам;
  • отсутствие двухсловных фраз к двум годам;
  • недостаток социальных навыков.

Диагностика расстройства основывается на наличии нескольких симптомов. Вопросами определения аутизма занимаются педиатры, неврологи, психиатры, психологи и логопеды. Эти специалисты в рамках комиссии устанавливают диагноз аутизма.

Состояние ребенка оценивается по ряду диагностических шкал, а также проводится углубленное обследование для исключения заболеваний с похожими проявлениями.

При подозрении на аутизм ребенку могут назначить электроэнцефалограмму (ЭЭГ), томографию головного мозга и допплерографию сосудов головы и шеи. В некоторых случаях может потребоваться консультация гастроэнтеролога и генетика.

Такое обследование позволяет исключить аналогичные патологии, например, опухоли головного мозга, и точно установить диагноз.

Вопрос-ответ

Как определить, есть ли у ребенка аутизм?

Определить наличие аутизма у ребенка можно, наблюдая за его поведением и развитием в раннем возрасте. Основные признаки включают трудности в общении, недостаток интереса к социальным взаимодействиям, повторяющиеся действия и ограниченные интересы. Рекомендуется обратиться к специалисту, например, детскому психиатру или психологу, для проведения комплексной оценки и диагностики, если у вас есть подозрения на аутизм. Раннее вмешательство может значительно помочь в развитии ребенка.

Как ведет ребенок с аутизмом?

Ребенок с аутизмом проявляет отрешенность от окружающего мира. Он неспособен формировать контакты с людьми и часто не имеет привязанности даже к матери (родителям). У детей с аутизмом отмечают задержку или регресс психического и речевого развития, расстройства речи. В речи ребенок не употребляет личных местоимений.

Как проявляется начальная стадия аутизма?

Это самый ранний аутизм, который начинает проявляться уже в первый год жизни ребенка и полностью диагностируется в 3-4 года. Заболевание включает в себя три важных диагностических симптома: нарушение творческой игры, отсутствие социального взаимодействия, полное нежелание коммуникации с другими людьми.

Что характерно для детей с аутизмом?

Основные особенности аутизма. Дети с аутизмом могут избегать зрительного контакта, не откликаться на свое имя, не проявлять интереса к взаимодействию с другими людьми. Иногда у них наблюдается отсутствие речи или значительная задержка.

Советы

СОВЕТ №1

Обратите внимание на ранние признаки. Симптомы аутизма могут проявляться в раннем возрасте, поэтому важно следить за развитием ребенка. Если вы замечаете, что он не реагирует на свое имя, избегает зрительного контакта или не проявляет интереса к играм с другими детьми, это может быть поводом для консультации с врачом.

СОВЕТ №2

Не стесняйтесь обращаться за помощью. Если у вас есть подозрения на аутизм у вашего ребенка, не откладывайте визит к специалисту. Ранняя диагностика и вмешательство могут значительно улучшить качество жизни ребенка и помочь ему развивать необходимые навыки.

СОВЕТ №3

Изучите информацию о аутизме. Чем больше вы знаете о симптомах и особенностях аутизма, тем лучше сможете поддержать своего ребенка. Чтение литературы, участие в семинарах и общение с другими родителями могут помочь вам лучше понять, как справляться с трудностями.

СОВЕТ №4

Создайте поддерживающую среду. Дети с аутизмом могут чувствовать себя некомфортно в изменяющихся условиях. Постарайтесь создать предсказуемую и стабильную обстановку, где ребенок будет чувствовать себя в безопасности и сможет развиваться в своем темпе.

Ссылка на основную публикацию
Похожее