ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ
Заботливые родители могут заметить первые симптомы аутизма у своих детей уже в младенчестве. Такие малыши ведут себя необычно: они часто раскачиваются, повторяют одни и те же действия с предметами, избегают зрительного контакта и проявляют безразличие или отстраненность. Проявления аутизма разнообразны, но есть несколько ключевых диагностических признаков, на которые стоит обратить внимание.
Аутизм у детей проявляется через характерные симптомы, которые служат основой для диагностики этого расстройства.
Врачи отмечают, что симптомы аутизма у детей могут проявляться в различных формах и с разной степенью выраженности. Одним из первых признаков является нарушение в социальном взаимодействии. Ребенок может избегать зрительного контакта, не проявлять интереса к общению с другими детьми и не реагировать на свое имя. Также часто наблюдаются проблемы с речевым развитием: некоторые дети могут не говорить вовсе, а другие — использовать ограниченный словарный запас или повторять фразы.
Кроме того, специалисты подчеркивают важность выявления повторяющихся и ограниченных интересов. Ребенок может проявлять чрезмерный интерес к определенным предметам или действиям, а также испытывать дискомфорт при изменении распорядка. Врачи рекомендуют родителям быть внимательными к таким признакам и при необходимости обращаться за консультацией к специалистам, чтобы обеспечить своевременную диагностику и поддержку.
Триада признаков для выявления аутизма:
- Недостаток общения с окружающими.
- Проблемы в взаимопонимании.
- Узкий спектр интересов и повторяющиеся действия.
Дети с аутизмом часто ведут изолированный образ жизни, испытывают эмоциональную отстраненность и имеют слабую выраженность чувств.
Возрастная группа | Симптомы в социальной сфере | Симптомы в коммуникативной сфере | Симптомы в поведенческой сфере |
---|---|---|---|
До 12 месяцев | Отсутствие реакции на собственное имя, недостаточный зрительный контакт, отсутствие улыбки в ответ на улыбку | Отсутствие лепета или жестов | Стереотипные движения (например, раскачивание), необычная реакция на звуки или прикосновения |
12-24 месяца | Затруднения в установлении контакта со сверстниками, отсутствие совместных игр | Задержка развития речи, трудности с пониманием речи, эхолалия (повторение услышанных слов или фраз) | Навязчивые интересы, ритуалы, проблемы с переходами |
2-5 лет | Трудности с пониманием социальных сигналов, неадекватная реакция на социальные ситуации, отсутствие интереса к играм со сверстниками | Ограниченный словарный запас, трудности с построением предложений, непонимание невербальных сигналов | Сенсорная чувствительность (например, непереносимость определенных звуков, текстур), самоповреждающее поведение |
5-12 лет | Трудности с дружбой, неумение разделять интересы со сверстниками, трудности с пониманием шуток и сарказма | Трудности с выражением своих мыслей и чувств, неумение вести диалог, литеральное понимание речи | Навязчивые интересы, ритуалы, проблемы с адаптацией к изменениям, проблемы с самообслуживанием |
Старше 12 лет | Изоляция, трудности в понимании социальных норм, трудности с эмпатией | Трудности с письменной и устной речью, трудности с пониманием абстрактных понятий | Продолжение навязчивых интересов и ритуалов, проблемы с планированием и организацией, тревожность, депрессия |
ФОРМЫ АУТИЗМА
Симптомы аутизма у ребенка вызывают много обсуждений среди родителей и специалистов. Многие отмечают, что ранние признаки могут быть незаметны, но со временем становятся более очевидными. Родители часто делятся историями о том, как их дети избегали зрительного контакта, не проявляли интереса к играм с другими детьми или имели ограниченные интересы. Некоторые замечают, что дети могут проявлять повторяющееся поведение, например, раскачиваться или хлопать в ладоши. Важно, что многие родители подчеркивают значимость ранней диагностики и вмешательства, так как это может существенно повлиять на развитие ребенка. Обсуждения на форумах и в группах поддержки помогают родителям чувствовать себя менее одинокими и находить полезные советы.
Виды аутизма в зависимости от социальной дезадаптации:
- Полное отсутствие желания взаимодействовать проявляется в молчании и недостатке навыков самообслуживания.
- Отказ от общения с внешним миром. Ребёнок может повторять движения и издавать звуки, но при этом он чрезмерно возбужден и не проявляет инстинкта самосохранения.
- Замещение реальности. Ребёнок погружён в свой внутренний мир, реальная жизнь для него не важна, а привязанность к семье выражена слабо.
- Сильная тормозимость в отношениях с окружающими проявляется в ранимости, пугливости, быстрой смене настроения и утомляемости как физической, так и эмоциональной.
Симптомы по возрасту
Симптомы, признаки аутизма у детей до года:
В младенческом возрасте не наблюдаются улыбки и яркие эмоциональные реакции. Взгляд ребенка сосредоточен на одном неодушевленном объекте. Комплекс оживления отсутствует: малыш не проявляет жестов, не издает звуков, не лепечет и не реагирует на свое имя.
* Такие дети могут часами спокойно играть, создавая впечатление умиротворенности.
* Атипичный аутизм, сопровождающийся умственной отсталостью, встречается редко. Указанные признаки могут сочетаться с эпилептическими припадками и судорогами.
Симптомы аутизма у детей от 1 до 3 лет:
- Ребенок проявляет замкнутость, плохо говорит или вовсе не общается. В некоторых случаях он может прекратить разговоры уже в 18 месяцев. Если он говорит, то часто использует второе или третье лицо, когда говорит о себе. Проблемы с речью могут проявляться в повторении фрагментов услышанных фраз.
- Дети стремятся к самостоятельности, что позволяет им стать менее зависимыми от родителей и близких.
- Отстраненность может проявляться в нежелании устанавливать зрительный контакт с собеседником.
- Дети с аутизмом могут быть как гиперактивными, так и чрезмерно спокойными, однако чаще всего они проявляют повышенную активность.
- Им часто свойственна необычная походка, включая передвижение на цыпочках и широкие движения руками.
- Их движения могут быть механическими и однообразными, часто ритмичными (например, раскачивание на стуле).
- У них могут быть необычные увлечения. Ребенок может долго играть с водой или светом, включая и выключая кран или светильник.
- Обычно они не ищут общения со сверстниками, активно избегая компании других детей. В группе возможно проявление агрессии как к себе, так и к окружающим.
- У детей с аутизмом поведение может напоминать капризность. Они могут быть привередливы в еде, чувствительны к обычным звукам и не стремятся общаться со сверстниками. Тем не менее, они не склонны к слезам и даже при серьезных падениях плачут довольно редко.
- Аутисты могут быть пугливыми. Для них окружающий мир представляет собой опасность из-за своей непредсказуемости. Они предпочитают оставаться в своих комнатах и проводить время в одиночестве. При изменении обстановки могут возникать истерики — таким образом ребенок пытается справиться со своим страхом.
- Среди внешних признаков, по которым можно распознать некоторых детей с аутизмом, специалисты выделяют широко расставленные глаза и относительно небольшую нижнюю часть лица.
Симптомы аутизма в дошкольном возрасте:
Основным признаком данного расстройства является трудность в социальной адаптации ребенка. Он избегает общения и стремится изолироваться от сверстников.
Ребенок систематизирует свои вещи по определенным критериям, учитывая форму, цвет или материал предметов. В его комнате все располагается на строго определенных местах, что создает комфортную атмосферу безопасности.
Если не предпринять меры для коррекции поведения, ребенок может стать замкнутым, и у него усиливается речевая дисфункция. Внести изменения в его жизнь становится все сложнее. Страх может перерастать в поведение, сопровождающееся ритуалами и навязчивыми мыслями.
Чаще всего дети с аутизмом проявляют гиперактивность, им трудно оставаться на месте и контролировать свои движения. В редких случаях при сниженной активности наблюдаются проблемы с мелкой моторикой.
Признаки аутизма у детей школьного возраста:
Наблюдается выборочное отношение детей к любимым предметам. Обычно они проявляют интерес к таким дисциплинам, как математика, музыка или рисование. Часто у них отмечаются выдающиеся способности в избранной области знаний.
У таких детей могут возникать трудности с концентрацией на общих предметах, однако к любимым занятиям они проявляют значительную сосредоточенность.
Также могут возникнуть проблемы при чтении книг вслух.
Ребенок может быть молчаливым и использует речь только для сообщения о важных потребностях. В целом, такие дети проявляют самостоятельность и независимость от окружающих.
Что касается пищевых предпочтений, они имеют свои особенности. Дети с аутизмом обращают внимание не столько на вкусовые качества блюд, сколько на цвет и форму посуды, а также на время приема пищи.
НАРУШЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОЦИУМЕ
У детей основным признаком аутизма являются трудности в социализации и взаимодействии с окружающими. Они часто оказываются в своем собственном мире, избегая контактов и иногда проявляя агрессивное поведение.
Необычное поведение детей приводит к обращениям к специалистам. Поскольку они не реагируют на свое имя, родители начинают подозревать проблемы со слухом и обращаются к сурдологу, который, как правило, не находит отклонений.
Реакция на новые интересные предметы, характерная для детей этого возраста, отсутствует у аутистов. Они проявляют инертность, малоподвижность, не стремятся к объятиям с родителями и редко улыбаются.
Отсутствие зрительного контакта наблюдается не у всех детей с аутизмом. Этот симптом чаще встречается у более тяжелых форм расстройства. Попытки общения с такими детьми могут сопровождаться агрессией или полным игнорированием. Аутизм у детей также проявляется в ограниченности эмоциональной сферы и страхе перед проявлением чувств. Их выражение лиц остается неизменным, и они улыбаются довольно редко, несмотря на окружающую обстановку.
Дети не обращаются за помощью даже к самым близким людям, предпочитая действовать самостоятельно с раннего возраста. Тесные физические контакты, такие как объятия, им не свойственны.
Попытки ограничить физическое взаимодействие проявляются в том, что при передаче предмета ребенок не передает его в руки, а бросает.
Ухудшение социального поведения становится заметным при посещении детского сада. Стремление вовлечь ребенка в общую игру или усадить рядом с другими детьми вызывает у аутиста протест, который может проявляться как в активной, так и в пассивной форме. Он может игнорировать общение, прятаться или проявлять агрессию.
СТЕРЕОТИПНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
У 80% детей с аутизмом наблюдаются повторяющиеся действия, которые могут проявляться в поведении и речи. Чаще всего это выражается в стереотипиях — повторяющихся движениях.
Разновидности двигательных стереотипий:
- поднимание и опускание плеч;
- вращение в разные стороны;
- наклоны головы;
- прыжки на месте;
- движение пальцами, их сгибание и выпрямление;
- хруст пальцев.
Примеры стереотипных действий:
- пересыпание мелкой крупы, песка или мелких объектов;
- разрывание бумаги на кусочки или ее мятие;
- многократное включение и выключение воды и света;
- раскачивание;
- перелистывание страниц в книге;
- частое мытье рук;
- бессмысленное повторение звуков и слов (эхолалии);
- поочередное напряжение мышц рук и ног.
Иногда стереотипные действия становятся ритуалами. Они могут проявляться в выборе одежды, предпочтениях в еде или маршруте прогулки. Стереотипное поведение может затрагивать органы чувств: ребенок может постоянно облизывать или обнюхивать новые предметы.
УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТА ПРИ АУТИЗМЕ
У 75% людей с аутизмом наблюдаются нарушения когнитивной функции. Степень этих отклонений может варьироваться.
Особенности интеллекта при аутизме:
- трудности с концентрацией и целенаправленностью действий;
- быстрое исчезновение интереса;
- недостаток внимания;
- сложности с обобщением информации, ассоциативным мышлением и решением логических задач.
Наличие этих признаков у детей не всегда указывает на отклонения. У некоторых могут быть выдающиеся способности в определенных областях или глубокие знания в одной науке. Тем не менее, у 50% детей выявляется легкая или умеренная умственная отсталость, в то время как тяжелая форма встречается крайне редко.
Эксперты подчеркивают связь между уровнем интеллекта и способностью ребенка к адаптации. Однако дети с высоким IQ также сталкиваются с трудностями в социальном взаимодействии из-за особенностей мышления.
Несмотря на общее снижение умственных способностей, дети с аутизмом способны к обучению. Они часто самостоятельно осваивают школьные предметы, а также учатся писать и считать. После появления признаков аутизма на фоне стрессовых ситуаций или заболеваний у них может наблюдаться регресс в интеллектуальной активности.
ДИАГНОСТИКА АУТИЗМА
Социализация ребенка во многом зависит от раннего выявления возможных отклонений. Для диагностики аутизма у детей важно обратить внимание на несколько ключевых симптомов.
Ранние признаки аутизма:
- отсутствие лепета и активной жестикуляции к 12 месяцам;
- трудности с произношением слов к 16 месяцам;
- отсутствие двухсловных фраз к двум годам;
- недостаток социальных навыков.
Диагностика расстройства основывается на наличии нескольких симптомов. Вопросами определения аутизма занимаются педиатры, неврологи, психиатры, психологи и логопеды. Эти специалисты в рамках комиссии устанавливают диагноз аутизма.
Состояние ребенка оценивается по ряду диагностических шкал, а также проводится углубленное обследование для исключения заболеваний с похожими проявлениями.
При подозрении на аутизм ребенку могут назначить электроэнцефалограмму (ЭЭГ), томографию головного мозга и допплерографию сосудов головы и шеи. В некоторых случаях может потребоваться консультация гастроэнтеролога и генетика.
Такое обследование позволяет исключить аналогичные патологии, например, опухоли головного мозга, и точно установить диагноз.
Вопрос-ответ
Как определить, есть ли у ребенка аутизм?
Определить наличие аутизма у ребенка можно, наблюдая за его поведением и развитием в раннем возрасте. Основные признаки включают трудности в общении, недостаток интереса к социальным взаимодействиям, повторяющиеся действия и ограниченные интересы. Рекомендуется обратиться к специалисту, например, детскому психиатру или психологу, для проведения комплексной оценки и диагностики, если у вас есть подозрения на аутизм. Раннее вмешательство может значительно помочь в развитии ребенка.
Как ведет ребенок с аутизмом?
Ребенок с аутизмом проявляет отрешенность от окружающего мира. Он неспособен формировать контакты с людьми и часто не имеет привязанности даже к матери (родителям). У детей с аутизмом отмечают задержку или регресс психического и речевого развития, расстройства речи. В речи ребенок не употребляет личных местоимений.
Как проявляется начальная стадия аутизма?
Это самый ранний аутизм, который начинает проявляться уже в первый год жизни ребенка и полностью диагностируется в 3-4 года. Заболевание включает в себя три важных диагностических симптома: нарушение творческой игры, отсутствие социального взаимодействия, полное нежелание коммуникации с другими людьми.
Что характерно для детей с аутизмом?
Основные особенности аутизма. Дети с аутизмом могут избегать зрительного контакта, не откликаться на свое имя, не проявлять интереса к взаимодействию с другими людьми. Иногда у них наблюдается отсутствие речи или значительная задержка.
Советы
СОВЕТ №1
Обратите внимание на ранние признаки. Симптомы аутизма могут проявляться в раннем возрасте, поэтому важно следить за развитием ребенка. Если вы замечаете, что он не реагирует на свое имя, избегает зрительного контакта или не проявляет интереса к играм с другими детьми, это может быть поводом для консультации с врачом.
СОВЕТ №2
Не стесняйтесь обращаться за помощью. Если у вас есть подозрения на аутизм у вашего ребенка, не откладывайте визит к специалисту. Ранняя диагностика и вмешательство могут значительно улучшить качество жизни ребенка и помочь ему развивать необходимые навыки.
СОВЕТ №3
Изучите информацию о аутизме. Чем больше вы знаете о симптомах и особенностях аутизма, тем лучше сможете поддержать своего ребенка. Чтение литературы, участие в семинарах и общение с другими родителями могут помочь вам лучше понять, как справляться с трудностями.
СОВЕТ №4
Создайте поддерживающую среду. Дети с аутизмом могут чувствовать себя некомфортно в изменяющихся условиях. Постарайтесь создать предсказуемую и стабильную обстановку, где ребенок будет чувствовать себя в безопасности и сможет развиваться в своем темпе.