Все о болезни аутизм

Виды РАС:

Ранний детский аутизм (РДА), также известный как синдром Каннера, характеризуется гиперактивностью, которая может сочетаться с различными уровнями умственной отсталости и типичными двигательными стереотипами.

Существует также синдром Ретта, представляющий собой отдельную форму расстройства.

Атипичный аутизм — это категория, включающая различные проявления аутистического спектра.

Синдром Аспергера относится к более легким формам аутизма, при которых сохраняются высокие интеллектуальные способности.

Кроме того, выделяются иные дезинтегративные расстройства, проявляющиеся в детском возрасте.

Врачи подчеркивают, что аутизм — это сложное нейроразвивающее расстройство, которое проявляется в раннем детстве и влияет на социальное взаимодействие, коммуникацию и поведение. Специалисты отмечают, что спектр аутистических расстройств очень широк, и каждый случай уникален. Некоторые дети могут проявлять высокие способности в определенных областях, в то время как другие сталкиваются с серьезными трудностями в повседневной жизни. Врачи акцентируют внимание на важности ранней диагностики и интервенции, которые могут значительно улучшить качество жизни пациентов. Психотерапия, специальные образовательные программы и медикаментозное лечение могут помочь в адаптации и развитии навыков. Важно, чтобы родители и специалисты работали в тесном сотрудничестве, создавая поддерживающую среду для детей с аутизмом.

Аутизм: диагноз, но не болезнь | Как распознать отклонение у близких и что с этим делатьАутизм: диагноз, но не болезнь | Как распознать отклонение у близких и что с этим делать

Некоторые факты об аутизме:

  • Это заболевание хроническое и не поддается полному излечению.
  • Раннее выявление и комплексная реабилитация могут значительно повысить шансы ребенка на успешную интеграцию в общество.
  • Аутизм у детей — важная проблема, так как наблюдается рост случаев этой патологии.
  • Частота данного расстройства составляет от 3 до 30 и более случаев на 10 тысяч детей.
  • При этом мальчики страдают чаще, чем девочки.
  • Аутизм обычно начинает развиваться в раннем детстве.

Окончательный диагноз часто ставится в возрасте 2–3 лет. Однако некоторые формы расстройств аутистического спектра, такие как дезинтегративные расстройства или атипичный аутизм, могут проявляться и в более позднем детском возрасте или даже в подростковом.

Симптом Возможные проявления Стратегии поддержки
Нарушения в социальной коммуникации и взаимодействии Трудности с установлением зрительного контакта, пониманием невербальных сигналов (мимика, жесты), инициацией и поддержанием разговора, трудности с разделением внимания, отсутствие интереса к играм с другими детьми, неадекватная реакция на социальные ситуации Создание структурированной среды, визуальные подсказки (карточки, расписания), обучение социальным навыкам (ролевые игры, моделирование), поощрение позитивного социального взаимодействия, терапия, направленная на развитие эмпатии
Ограниченные, повторяющиеся интересы и поведение Зацикленность на определенных предметах или действиях, ритуалы и рутины, стереотипные движения (качание, вращение), чрезмерная чувствительность к сенсорным раздражителям (свет, звук, текстуры), необычные пищевые привычки Предоставление выбора в рамках структуры, постепенное изменение рутин, сенсорная интеграция, создание комфортной сенсорной среды, поощрение гибкости и адаптации
Нарушения речи и языка Задержка развития речи, эхолалия (повторение услышанных фраз), трудности с пониманием абстрактных понятий, неумение выразить свои мысли и чувства Логопедическая помощь, использование альтернативных и дополнительных способов коммуникации (карточки PECS, коммуникаторы), развитие словарного запаса, работа над грамматикой и синтаксисом
Сенсорная чувствительность Гиперчувствительность (болезненная реакция на громкие звуки, яркий свет, определенные текстуры) или гипочувствительность (недостаточная реакция на боль, температуру) Создание комфортной сенсорной среды, использование сенсорных игрушек и инструментов, сенсорная интеграция, постепенная адаптация к различным сенсорным раздражителям
Когнитивные особенности Сильные стороны в определенных областях (например, память, визуальное мышление), трудности с абстрактным мышлением, планированием и организацией Индивидуальный подход к обучению, использование визуальных средств обучения, развитие исполнительных функций, поддержка в выполнении задач

ПРИЧИНЫ АУТИЗМА

На сегодняшний день причины и механизмы возникновения аутизма остаются недостаточно изученными. Наиболее вероятными факторами, способствующими развитию этой патологии, считаются различные генетические аномалии.

Научные исследования подтверждают наследственный характер аутизма. Однако его развитие могут запускать возрастные кризисы у детей и стрессовые ситуации, такие как травмы, хирургические вмешательства или инфекционные заболевания.

Аутизм также может возникать на фоне хромосомных и обменных нарушений, а также соматических заболеваний. Часто это расстройство наблюдается у пациентов с синдромами Дауна, Мартина–Белл, фенилкетонурией и другими.

Существует гипотеза о негативном тератогенном влиянии на центральную нервную систему плода во время беременности, вызванном различными вредными факторами. К ним относятся алкоголь, некоторые медикаменты, наркотики, радиация и внутриутробные инфекции.

Существует мнение, что внешние факторы, такие как вакцинация или определенные продукты питания, могут влиять на развитие аутизма. Однако эта теория не имеет научного подтверждения. Если изменения в поведении ребенка наблюдаются после вакцинации, это может указывать на наличие ранее не проявлявшихся расстройств. В таком случае вакцинация может выступать в роли триггера, а не основной причины.

Люди по-разному воспринимают информацию о болезни аутизм, и мнения часто варьируются в зависимости от личного опыта и знаний. Многие считают, что аутизм — это не просто заболевание, а особенность восприятия мира. Некоторые родители делятся своими историями о том, как их дети с аутизмом обладают уникальными способностями и талантом в определённых областях, таких как математика или искусство. Однако, несмотря на положительные аспекты, существует и множество стереотипов, которые затрудняют понимание этого расстройства. Люди часто путают аутизм с умственной отсталостью, не осознавая, что это спектр состояний с различными проявлениями. Важно, чтобы общество стало более информированным и чутким, чтобы поддерживать людей с аутизмом и их семьи, способствуя инклюзии и пониманию.

Синдром XXI века: аутизм - это болезнь или норма?Синдром XXI века: аутизм — это болезнь или норма?

СИМПТОМЫ

Хотя аутизм проявляется в различных формах, у всех его видов есть общие характеристики.

Аутизм обычно начинает проявляться в раннем детстве. Часто его признаки становятся заметными уже в возрасте до 2–2,5 лет.

Если симптомы аутизма возникают впервые после 6-7 лет, это может указывать на более серьезное психическое расстройство.

Общая характеристика типичного аутистического поведения:

  • Существенные нарушения в социальном взаимодействии.
  • Проблемы в общении с окружающими.
  • Значительные нарушения речевых и когнитивных функций.
  • Невербальные аспекты общения также страдают: мимика, интонация, жесты и другие.
  • Объем знаний и интересов резко сокращается.
  • Характерна монотонная и стереотипная активность.
  • Возможны двигательные расстройства.
  • У большинства детей с аутизмом наблюдается снижение уровня интеллекта.
  • Физическое развитие, как правило, соответствует норме.
  • У детей с аутизмом часто проявляются деструктивные поведенческие признаки: агрессия, самоповреждение, негативизм, крики и другие.

Все симптомы аутизма можно классифицировать на несколько групп, отражающих различные отклонения в психическом развитии при данном расстройстве.

Первые признаки аутизма могут быть замечены уже у младенцев.

Что такое аутизмЧто такое аутизм

Симптомы аутизма в младенческом возрасте:

  • Часто возникают трудности с кормлением: ребенок может отказываться от груди, сосать неохотно или, наоборот, долго находиться на ней, не получая достаточного питания.
  • Аппетит может быть плохим или избирательным: малыш может отказываться от определенных продуктов, таких как мясо или молоко.
  • Нередки проблемы с работой желудочно-кишечного тракта: запоры, поносы, срыгивания или даже рвота.
  • Проблемы со сном также имеют место: ребенку сложно уснуть ночью, хотя он может спать днем. Сон часто бывает беспокойным, а иногда такие дети могут долго оставаться бодрствующими в своей кроватке, не проявляя при этом признаков беспокойства.
  • Реакция на внешние раздражители может варьироваться: от испуга и страха на тихие звуки до полного безразличия к сильным воздействиям.
  • Похожие противоречивые реакции часто наблюдаются и на дискомфорт (голод, мокрый подгузник и т. д.).

С течением времени у ребенка симптомы аутизма становятся более выраженными. Трудности в общении с окружающими и погруженность в собственный внутренний мир становятся все более заметными.

Расстройства социального контакта:

  • Ребенок часто не реагирует на присутствие матери, не откликается на свое имя и обращенную к нему речь.
  • Улыбка малыша направлена в пустоту, и бывает сложно привлечь его внимание или установить зрительный контакт.
  • Установить зрительный контакт с ребенком непросто: он прячет глаза и отворачивается.
  • Малыша больше привлекают предметы, чем люди вокруг него.
  • Общение с близкими имеет свои особенности: он может долго не замечать мать или начать выделять ее только спустя время. Это равнодушие может перерасти в чрезмерную привязанность.
  • Отношение к незнакомцам варьируется. Ребенок может проявлять гиперобщительность, доходящую до навязчивости, или игнорировать посторонних, испытывая страх и панику при попытке взаимодействия.
  • Взаимодействие со сверстниками также отличается: ребенка интересует, чем занимаются другие дети, но он не может активно участвовать в их играх.

У такого малыша часто наблюдается искаженное восприятие эмоциональных переживаний близких. Например, он может смеяться, когда мать плачет, или вовсе не обращать на это внимания.

Также может проявляться неадекватное и необычное поведение ребенка во время прогулок, в общественных местах или в детском саду.

Нарушения общения (коммуникации):

  • Гуление и лепет у таких детей возникают значительно позже, чем у сверстников, или могут отсутствовать вовсе.
  • Лепет не направлен на общение с матерью, в нем отсутствует повторение услышанных слогов или слов.
  • Речь отличается монотонностью, не имеет ритма и может быть либо слишком быстрой, либо замедленной. Слова часто не связаны, и ребенок нередко создает собственные названия для предметов.
  • Долгое время в речи не используется местоимение «я»; дети говорят о себе во втором или третьем лице.
  • Характерно отсутствие самостоятельного построения словосочетаний и фраз. Для общения используются «шаблонные» выражения, которые были услышаны ранее и запомнены.
  • Малышу сложно выразить согласие или утверждение. Вместо этого он чаще всего просто повторяет заданный вопрос.
  • Иногда ребенок может говорить грамматически и лексически правильно, но не способен поддерживать диалог.

У многих таких детей речевая функция либо не формируется, либо развивается с значительным опозданием. Часто они общаются на «своем» языке, используя непонятные, сложные и редкие слова.

Стереотипии и ритуалы:

  • Ребенок с трудом переносит изменения в привычной обстановке или распорядке жизни, будь то смена питания, одежды, предметов интерьера или ухода.
  • Для таких детей характерно создание уникальных ритуалов и строгое следование им. Например, они могут настаивать на том, чтобы спать только в пижаме определенного цвета или читать на ночь только определенные книги.
  • Двигательные стереотипы проявляются в частом и ритмичном повторении движений, таких как взмахи руками, ногами, покачивания, хлопки, кружения и постукивания. Эти стереотипы могут возникать спонтанно, особенно в стрессовых ситуациях.
  • Игровые стереотипы выражаются в увлечении манипулятивными действиями без развития сюжетной игры. Например, ребенок может долго переливать воду из одной емкости в другую или пересыпать крупу и песок.
  • Дети с аутизмом могут часами выстраивать предметы или игрушки в ровную линию, а также сортировать их по форме, цвету или размеру.
  • У таких детей часто возникает интерес к нефункциональным деталям окружающих предметов, таким как цвет, запах или текстура поверхности.
  • Многие дети любят, когда им читают вслух, но требуют, чтобы не пропускали ни одно слово, включая номер страницы или оглавление.

У ребенка может быть отличный музыкальный слух, проявляющийся в любви к музыке. Он внимательно слушает мелодии, угадывает их и танцует под них. Однако такая «любовь» часто бывает избирательной: некоторые музыкальные произведения могут вызывать у него страх, заставляя разворачиваться спиной к источнику звука и покидать комнату.

У таких детей могут наблюдаться необоснованные страхи, например, перед шумом работающих бытовых приборов или громкими звуками, или, наоборот, полное отсутствие страха — они могут безбоязненно ходить по краю стола, нырять и т. д.

Важно подчеркнуть, что ни один из этих признаков не является специфичным для данной болезни. Перечисленные симптомы могут встречаться в той или иной степени и у совершенно здоровых детей, а также при других заболеваниях.

ВЫЯВЛЕНИЕ АУТИЗМА

Поражение аутизмом определяется на основе анализа поведения ребенка. Наблюдение за ним проводят родители, педиатры, психологи, психиатры, неврологи и логопеды в течение определенного времени.

Из-за множества симптомов расстройства для упрощения наблюдения и систематизации информации в диагностике аутизма используют различные опросники, анкеты и тесты. Основное внимание уделяется выявлению триады аутистических расстройств: недостатку социального взаимодействия, взаимной коммуникации и стереотипному поведению с ограниченными интересами.

Если наблюдаются поведенческие особенности, характерные для аутизма, важно исключить другие заболевания и состояния, которые могут их вызывать, такие как умственная отсталость, нарушения слуха и речевого развития.

ОСНОВЫ ТЕРАПИИ АУТИЗМА

Специфического лечения аутизма не существует.

Ключевую роль в коррекции аутистического поведения играет семья. Активное участие родителей в жизни ребенка, их внимание, любовь и забота могут значительно повлиять на его состояние и помочь адаптироваться к самостоятельной жизни.

Не существует универсальной методики для коррекции и обучения детей с аутизмом. Каждая методика имеет свои достоинства и недостатки. Индивидуальная программа подбирается для каждого ребенка через проб и ошибки.

Медикаментозное лечение аутизма необходимо только при наличии симптомов, требующих вмешательства (например, судороги, гиперактивность, выраженная агрессия и т. д.). В таких случаях применяются нейролептики, антидепрессанты, транквилизаторы, иминостильбены, ноотропы, препараты для улучшения кровообращения в головном мозге и витаминные комплексы.

Основное направление терапии аутистических расстройств — коррекция различных аспектов жизнедеятельности ребенка (поведенческого, образовательного, социального и т. д.). Поведенческая терапия считается основным методом лечения аутизма, направленным на развитие социальных и бытовых навыков, речи и поведения.

Хорошие результаты в лечении аутизма демонстрируют методы, такие как музыка, рисование, лепка, игротерапия, логоритмика и взаимодействие с животными (лошадьми и дельфинами).

Существующие альтернативные методы лечения аутизма (например, безказеиновая диета, хелирование и т. д.) не имеют научного обоснования и могут быть вредны.

Важно помнить, что аутизм связан с серьезными нарушениями социальных и эмоциональных контактов с окружающим миром. Без специализированной помощи и медико-психологического сопровождения более чем в 70% случаев может возникнуть инвалидность. Теперь вы знаете, что такое аутизм, и сможете лучше установить контакт с ребенком.

Вопрос-ответ

Как себя ведет человек с аутизмом?

Симптомы и признаки аутизма у взрослых: сложности при контакте с окружающими, причем даже с близкими; отсутствие эмоций при общении; снижение мимической активности лица. Очень часто аутизм, симптомы у детей которого могут быть различными, выявляют по тому, что ребенок не поддерживает контакт глазами.

Каковы 3 основных симптома аутизма?

Это самый ранний аутизм, который начинает проявляться уже в первый год жизни ребенка и полностью диагностируется в 3-4 года. Заболевание включает в себя три важных диагностических симптома: нарушение творческой игры, отсутствие социального взаимодействия, полное нежелание коммуникации с другими людьми.

В чем опасность аутизма?

Расстройство аутистического спектра влияет на то, как человек видит, слышит, чувствует и взаимодействует с миром и людьми. Для человека с аутизмом может быть сложнее разговаривать с окружающими и распознавать знаки коммуникации. В таких ситуациях они испытывают большое беспокойство.

Советы

СОВЕТ №1

Изучите информацию об аутизме из надежных источников. Понимание особенностей этого расстройства поможет вам лучше поддерживать людей с аутизмом и их семьи. Обратите внимание на научные статьи, книги и материалы от профессиональных организаций.

СОВЕТ №2

Будьте терпеливыми и открытыми в общении с людьми с аутизмом. Каждый человек уникален, и важно учитывать его индивидуальные потребности и предпочтения. Используйте ясный и простой язык, чтобы облегчить взаимодействие.

СОВЕТ №3

Поддерживайте инклюзивную среду в обществе. Содействуйте созданию условий, в которых люди с аутизмом могут чувствовать себя комфортно и безопасно. Это может включать в себя участие в мероприятиях, направленных на повышение осведомленности об аутизме и его особенностях.

СОВЕТ №4

Не стесняйтесь обращаться за помощью к специалистам. Если вы или ваши близкие сталкиваетесь с трудностями, связанными с аутизмом, консультация с психологом или специалистом по аутизму может оказаться полезной. Они могут предложить стратегии и ресурсы для улучшения качества жизни.

Ссылка на основную публикацию
Похожее