Виды РАС:
Ранний детский аутизм (РДА), также известный как синдром Каннера, характеризуется гиперактивностью, которая может сочетаться с различными уровнями умственной отсталости и типичными двигательными стереотипами.
Существует также синдром Ретта, представляющий собой отдельную форму расстройства.
Атипичный аутизм — это категория, включающая различные проявления аутистического спектра.
Синдром Аспергера относится к более легким формам аутизма, при которых сохраняются высокие интеллектуальные способности.
Кроме того, выделяются иные дезинтегративные расстройства, проявляющиеся в детском возрасте.
Врачи подчеркивают, что аутизм — это сложное нейроразвивающее расстройство, которое проявляется в раннем детстве и влияет на социальное взаимодействие, коммуникацию и поведение. Специалисты отмечают, что спектр аутистических расстройств очень широк, и каждый случай уникален. Некоторые дети могут проявлять высокие способности в определенных областях, в то время как другие сталкиваются с серьезными трудностями в повседневной жизни. Врачи акцентируют внимание на важности ранней диагностики и интервенции, которые могут значительно улучшить качество жизни пациентов. Психотерапия, специальные образовательные программы и медикаментозное лечение могут помочь в адаптации и развитии навыков. Важно, чтобы родители и специалисты работали в тесном сотрудничестве, создавая поддерживающую среду для детей с аутизмом.
Некоторые факты об аутизме:
- Это заболевание хроническое и не поддается полному излечению.
- Раннее выявление и комплексная реабилитация могут значительно повысить шансы ребенка на успешную интеграцию в общество.
- Аутизм у детей — важная проблема, так как наблюдается рост случаев этой патологии.
- Частота данного расстройства составляет от 3 до 30 и более случаев на 10 тысяч детей.
- При этом мальчики страдают чаще, чем девочки.
- Аутизм обычно начинает развиваться в раннем детстве.
Окончательный диагноз часто ставится в возрасте 2–3 лет. Однако некоторые формы расстройств аутистического спектра, такие как дезинтегративные расстройства или атипичный аутизм, могут проявляться и в более позднем детском возрасте или даже в подростковом.
Симптом | Возможные проявления | Стратегии поддержки |
---|---|---|
Нарушения в социальной коммуникации и взаимодействии | Трудности с установлением зрительного контакта, пониманием невербальных сигналов (мимика, жесты), инициацией и поддержанием разговора, трудности с разделением внимания, отсутствие интереса к играм с другими детьми, неадекватная реакция на социальные ситуации | Создание структурированной среды, визуальные подсказки (карточки, расписания), обучение социальным навыкам (ролевые игры, моделирование), поощрение позитивного социального взаимодействия, терапия, направленная на развитие эмпатии |
Ограниченные, повторяющиеся интересы и поведение | Зацикленность на определенных предметах или действиях, ритуалы и рутины, стереотипные движения (качание, вращение), чрезмерная чувствительность к сенсорным раздражителям (свет, звук, текстуры), необычные пищевые привычки | Предоставление выбора в рамках структуры, постепенное изменение рутин, сенсорная интеграция, создание комфортной сенсорной среды, поощрение гибкости и адаптации |
Нарушения речи и языка | Задержка развития речи, эхолалия (повторение услышанных фраз), трудности с пониманием абстрактных понятий, неумение выразить свои мысли и чувства | Логопедическая помощь, использование альтернативных и дополнительных способов коммуникации (карточки PECS, коммуникаторы), развитие словарного запаса, работа над грамматикой и синтаксисом |
Сенсорная чувствительность | Гиперчувствительность (болезненная реакция на громкие звуки, яркий свет, определенные текстуры) или гипочувствительность (недостаточная реакция на боль, температуру) | Создание комфортной сенсорной среды, использование сенсорных игрушек и инструментов, сенсорная интеграция, постепенная адаптация к различным сенсорным раздражителям |
Когнитивные особенности | Сильные стороны в определенных областях (например, память, визуальное мышление), трудности с абстрактным мышлением, планированием и организацией | Индивидуальный подход к обучению, использование визуальных средств обучения, развитие исполнительных функций, поддержка в выполнении задач |
ПРИЧИНЫ АУТИЗМА
На сегодняшний день причины и механизмы возникновения аутизма остаются недостаточно изученными. Наиболее вероятными факторами, способствующими развитию этой патологии, считаются различные генетические аномалии.
Научные исследования подтверждают наследственный характер аутизма. Однако его развитие могут запускать возрастные кризисы у детей и стрессовые ситуации, такие как травмы, хирургические вмешательства или инфекционные заболевания.
Аутизм также может возникать на фоне хромосомных и обменных нарушений, а также соматических заболеваний. Часто это расстройство наблюдается у пациентов с синдромами Дауна, Мартина–Белл, фенилкетонурией и другими.
Существует гипотеза о негативном тератогенном влиянии на центральную нервную систему плода во время беременности, вызванном различными вредными факторами. К ним относятся алкоголь, некоторые медикаменты, наркотики, радиация и внутриутробные инфекции.
Существует мнение, что внешние факторы, такие как вакцинация или определенные продукты питания, могут влиять на развитие аутизма. Однако эта теория не имеет научного подтверждения. Если изменения в поведении ребенка наблюдаются после вакцинации, это может указывать на наличие ранее не проявлявшихся расстройств. В таком случае вакцинация может выступать в роли триггера, а не основной причины.
Люди по-разному воспринимают информацию о болезни аутизм, и мнения часто варьируются в зависимости от личного опыта и знаний. Многие считают, что аутизм — это не просто заболевание, а особенность восприятия мира. Некоторые родители делятся своими историями о том, как их дети с аутизмом обладают уникальными способностями и талантом в определённых областях, таких как математика или искусство. Однако, несмотря на положительные аспекты, существует и множество стереотипов, которые затрудняют понимание этого расстройства. Люди часто путают аутизм с умственной отсталостью, не осознавая, что это спектр состояний с различными проявлениями. Важно, чтобы общество стало более информированным и чутким, чтобы поддерживать людей с аутизмом и их семьи, способствуя инклюзии и пониманию.
СИМПТОМЫ
Хотя аутизм проявляется в различных формах, у всех его видов есть общие характеристики.
Аутизм обычно начинает проявляться в раннем детстве. Часто его признаки становятся заметными уже в возрасте до 2–2,5 лет.
Если симптомы аутизма возникают впервые после 6-7 лет, это может указывать на более серьезное психическое расстройство.
Общая характеристика типичного аутистического поведения:
- Существенные нарушения в социальном взаимодействии.
- Проблемы в общении с окружающими.
- Значительные нарушения речевых и когнитивных функций.
- Невербальные аспекты общения также страдают: мимика, интонация, жесты и другие.
- Объем знаний и интересов резко сокращается.
- Характерна монотонная и стереотипная активность.
- Возможны двигательные расстройства.
- У большинства детей с аутизмом наблюдается снижение уровня интеллекта.
- Физическое развитие, как правило, соответствует норме.
- У детей с аутизмом часто проявляются деструктивные поведенческие признаки: агрессия, самоповреждение, негативизм, крики и другие.
Все симптомы аутизма можно классифицировать на несколько групп, отражающих различные отклонения в психическом развитии при данном расстройстве.
Первые признаки аутизма могут быть замечены уже у младенцев.
Симптомы аутизма в младенческом возрасте:
- Часто возникают трудности с кормлением: ребенок может отказываться от груди, сосать неохотно или, наоборот, долго находиться на ней, не получая достаточного питания.
- Аппетит может быть плохим или избирательным: малыш может отказываться от определенных продуктов, таких как мясо или молоко.
- Нередки проблемы с работой желудочно-кишечного тракта: запоры, поносы, срыгивания или даже рвота.
- Проблемы со сном также имеют место: ребенку сложно уснуть ночью, хотя он может спать днем. Сон часто бывает беспокойным, а иногда такие дети могут долго оставаться бодрствующими в своей кроватке, не проявляя при этом признаков беспокойства.
- Реакция на внешние раздражители может варьироваться: от испуга и страха на тихие звуки до полного безразличия к сильным воздействиям.
- Похожие противоречивые реакции часто наблюдаются и на дискомфорт (голод, мокрый подгузник и т. д.).
С течением времени у ребенка симптомы аутизма становятся более выраженными. Трудности в общении с окружающими и погруженность в собственный внутренний мир становятся все более заметными.
Расстройства социального контакта:
- Ребенок часто не реагирует на присутствие матери, не откликается на свое имя и обращенную к нему речь.
- Улыбка малыша направлена в пустоту, и бывает сложно привлечь его внимание или установить зрительный контакт.
- Установить зрительный контакт с ребенком непросто: он прячет глаза и отворачивается.
- Малыша больше привлекают предметы, чем люди вокруг него.
- Общение с близкими имеет свои особенности: он может долго не замечать мать или начать выделять ее только спустя время. Это равнодушие может перерасти в чрезмерную привязанность.
- Отношение к незнакомцам варьируется. Ребенок может проявлять гиперобщительность, доходящую до навязчивости, или игнорировать посторонних, испытывая страх и панику при попытке взаимодействия.
- Взаимодействие со сверстниками также отличается: ребенка интересует, чем занимаются другие дети, но он не может активно участвовать в их играх.
У такого малыша часто наблюдается искаженное восприятие эмоциональных переживаний близких. Например, он может смеяться, когда мать плачет, или вовсе не обращать на это внимания.
Также может проявляться неадекватное и необычное поведение ребенка во время прогулок, в общественных местах или в детском саду.
Нарушения общения (коммуникации):
- Гуление и лепет у таких детей возникают значительно позже, чем у сверстников, или могут отсутствовать вовсе.
- Лепет не направлен на общение с матерью, в нем отсутствует повторение услышанных слогов или слов.
- Речь отличается монотонностью, не имеет ритма и может быть либо слишком быстрой, либо замедленной. Слова часто не связаны, и ребенок нередко создает собственные названия для предметов.
- Долгое время в речи не используется местоимение «я»; дети говорят о себе во втором или третьем лице.
- Характерно отсутствие самостоятельного построения словосочетаний и фраз. Для общения используются «шаблонные» выражения, которые были услышаны ранее и запомнены.
- Малышу сложно выразить согласие или утверждение. Вместо этого он чаще всего просто повторяет заданный вопрос.
- Иногда ребенок может говорить грамматически и лексически правильно, но не способен поддерживать диалог.
У многих таких детей речевая функция либо не формируется, либо развивается с значительным опозданием. Часто они общаются на «своем» языке, используя непонятные, сложные и редкие слова.
Стереотипии и ритуалы:
- Ребенок с трудом переносит изменения в привычной обстановке или распорядке жизни, будь то смена питания, одежды, предметов интерьера или ухода.
- Для таких детей характерно создание уникальных ритуалов и строгое следование им. Например, они могут настаивать на том, чтобы спать только в пижаме определенного цвета или читать на ночь только определенные книги.
- Двигательные стереотипы проявляются в частом и ритмичном повторении движений, таких как взмахи руками, ногами, покачивания, хлопки, кружения и постукивания. Эти стереотипы могут возникать спонтанно, особенно в стрессовых ситуациях.
- Игровые стереотипы выражаются в увлечении манипулятивными действиями без развития сюжетной игры. Например, ребенок может долго переливать воду из одной емкости в другую или пересыпать крупу и песок.
- Дети с аутизмом могут часами выстраивать предметы или игрушки в ровную линию, а также сортировать их по форме, цвету или размеру.
- У таких детей часто возникает интерес к нефункциональным деталям окружающих предметов, таким как цвет, запах или текстура поверхности.
- Многие дети любят, когда им читают вслух, но требуют, чтобы не пропускали ни одно слово, включая номер страницы или оглавление.
У ребенка может быть отличный музыкальный слух, проявляющийся в любви к музыке. Он внимательно слушает мелодии, угадывает их и танцует под них. Однако такая «любовь» часто бывает избирательной: некоторые музыкальные произведения могут вызывать у него страх, заставляя разворачиваться спиной к источнику звука и покидать комнату.
У таких детей могут наблюдаться необоснованные страхи, например, перед шумом работающих бытовых приборов или громкими звуками, или, наоборот, полное отсутствие страха — они могут безбоязненно ходить по краю стола, нырять и т. д.
Важно подчеркнуть, что ни один из этих признаков не является специфичным для данной болезни. Перечисленные симптомы могут встречаться в той или иной степени и у совершенно здоровых детей, а также при других заболеваниях.
ВЫЯВЛЕНИЕ АУТИЗМА
Поражение аутизмом определяется на основе анализа поведения ребенка. Наблюдение за ним проводят родители, педиатры, психологи, психиатры, неврологи и логопеды в течение определенного времени.
Из-за множества симптомов расстройства для упрощения наблюдения и систематизации информации в диагностике аутизма используют различные опросники, анкеты и тесты. Основное внимание уделяется выявлению триады аутистических расстройств: недостатку социального взаимодействия, взаимной коммуникации и стереотипному поведению с ограниченными интересами.
Если наблюдаются поведенческие особенности, характерные для аутизма, важно исключить другие заболевания и состояния, которые могут их вызывать, такие как умственная отсталость, нарушения слуха и речевого развития.
ОСНОВЫ ТЕРАПИИ АУТИЗМА
Специфического лечения аутизма не существует.
Ключевую роль в коррекции аутистического поведения играет семья. Активное участие родителей в жизни ребенка, их внимание, любовь и забота могут значительно повлиять на его состояние и помочь адаптироваться к самостоятельной жизни.
Не существует универсальной методики для коррекции и обучения детей с аутизмом. Каждая методика имеет свои достоинства и недостатки. Индивидуальная программа подбирается для каждого ребенка через проб и ошибки.
Медикаментозное лечение аутизма необходимо только при наличии симптомов, требующих вмешательства (например, судороги, гиперактивность, выраженная агрессия и т. д.). В таких случаях применяются нейролептики, антидепрессанты, транквилизаторы, иминостильбены, ноотропы, препараты для улучшения кровообращения в головном мозге и витаминные комплексы.
Основное направление терапии аутистических расстройств — коррекция различных аспектов жизнедеятельности ребенка (поведенческого, образовательного, социального и т. д.). Поведенческая терапия считается основным методом лечения аутизма, направленным на развитие социальных и бытовых навыков, речи и поведения.
Хорошие результаты в лечении аутизма демонстрируют методы, такие как музыка, рисование, лепка, игротерапия, логоритмика и взаимодействие с животными (лошадьми и дельфинами).
Существующие альтернативные методы лечения аутизма (например, безказеиновая диета, хелирование и т. д.) не имеют научного обоснования и могут быть вредны.
Важно помнить, что аутизм связан с серьезными нарушениями социальных и эмоциональных контактов с окружающим миром. Без специализированной помощи и медико-психологического сопровождения более чем в 70% случаев может возникнуть инвалидность. Теперь вы знаете, что такое аутизм, и сможете лучше установить контакт с ребенком.
Вопрос-ответ
Как себя ведет человек с аутизмом?
Симптомы и признаки аутизма у взрослых: сложности при контакте с окружающими, причем даже с близкими; отсутствие эмоций при общении; снижение мимической активности лица. Очень часто аутизм, симптомы у детей которого могут быть различными, выявляют по тому, что ребенок не поддерживает контакт глазами.
Каковы 3 основных симптома аутизма?
Это самый ранний аутизм, который начинает проявляться уже в первый год жизни ребенка и полностью диагностируется в 3-4 года. Заболевание включает в себя три важных диагностических симптома: нарушение творческой игры, отсутствие социального взаимодействия, полное нежелание коммуникации с другими людьми.
В чем опасность аутизма?
Расстройство аутистического спектра влияет на то, как человек видит, слышит, чувствует и взаимодействует с миром и людьми. Для человека с аутизмом может быть сложнее разговаривать с окружающими и распознавать знаки коммуникации. В таких ситуациях они испытывают большое беспокойство.
Советы
СОВЕТ №1
Изучите информацию об аутизме из надежных источников. Понимание особенностей этого расстройства поможет вам лучше поддерживать людей с аутизмом и их семьи. Обратите внимание на научные статьи, книги и материалы от профессиональных организаций.
СОВЕТ №2
Будьте терпеливыми и открытыми в общении с людьми с аутизмом. Каждый человек уникален, и важно учитывать его индивидуальные потребности и предпочтения. Используйте ясный и простой язык, чтобы облегчить взаимодействие.
СОВЕТ №3
Поддерживайте инклюзивную среду в обществе. Содействуйте созданию условий, в которых люди с аутизмом могут чувствовать себя комфортно и безопасно. Это может включать в себя участие в мероприятиях, направленных на повышение осведомленности об аутизме и его особенностях.
СОВЕТ №4
Не стесняйтесь обращаться за помощью к специалистам. Если вы или ваши близкие сталкиваетесь с трудностями, связанными с аутизмом, консультация с психологом или специалистом по аутизму может оказаться полезной. Они могут предложить стратегии и ресурсы для улучшения качества жизни.